Бородавки (папилломавирусная инфекция)

Подошвенные, плоские и вульгарные бородавки, остроконечные кондиломы — заболевания вызываемые вирусами папилломы человека. Известно более 120 патогенных для человека папилломавирусов. Большинство из них являются онкогенными, то есть способствуют развитию рака. Эта инфекция передаётся контактным путём: при пожатии рук, примерке и ношении зараженной обуви, при половых связях.

Подошвенные бородавки очень часто принимают за мозоли, поскольку они представляют собой похожие на омозолелости болезненные утолщения рогового слоя на подошвах стоп в точках наибольшего давления. В центре таких образований нередко возникают рыхлые белесоватые, жёлтые или даже чёрные роговые массы, выкрашивающиеся при соскабливании, после чего формируется кратерообразное углубление, впоследствии вновь заполняющееся гиперкератотическими наслоениями. Попытки самостоятельного лечения безуспешны. Использование современных наружных средств для удаления подошвенных бородавок и даже хирургическое иссечение или криодеструкция малоэффективны, сопровождаются рецидивами на прежних местах и появлением новых элементов.

Вульгарные бородавки поражают преимущественно ладони и пальцы кистей рук, представляют собой единичные плотные узелки цвета окружающей кожи с бугристой шероховатой поверхностью. Чаще всего болеют дети, у которых иногда бородавки могут самостоятельно исчезать даже без лечения. Заболевание достаточно контагиозно и легко распространяется в детских коллективах, тогда как взрослые гораздо менее восприимчивы к нему. Иногда при нарушении правил личной гигиены может происходить аутоинокуляция (самозаражение), когда бородавки с рук распространяются на половые органы, анус, веки.
Плоские бородавки преимущественно поражают кожу лица и тыла кистей. Чаще страдают дети и молодые женщины. Выглядят как чуть возвышающиеся над уровнем кожи плоские мелкие множественные бледно-розовые или цвета неизменённой кожи узелки.
Остроконечные кондиломы или венерические бородавки передаются половым путём. Выглядят как расположенные на гениталиях или анусе мягкие узелки конической формы на узкой ножке бледно-розового или обычного цвета кожи. Часто сливаются в образования, напоминающие своей дольчатой структурой цветную капусту. Поверхность их может мацерироваться и издавать неприятный запах. Тяжёлой формой остроконечных кондилом, встречающейся у беременных женщин и у больных с выраженным иммунодефицитом, является гигантская кондилома Бушке-Левенштейна, представляющая собой быстро формирующуюся из слившихся кондилом опухоль размером до кулака и более, имеющую дольчатую структуру, между дольками — гной с резким запахом. Опухоль быстро прорастает в подлежащие ткани и трансформируется в плоскоклеточный рак кожи.

Редкими формами папилломавирусной инфекции являются верруциформная эпидермодисплазия Левандовского- Лутца и боуэноидный папулёз. Первое из этих заболеваний проявляется обычно в детском возрасте в виде бородавчатых элементов. На лице и шее они напоминают плоские бородавки, на руках и ногах они похожи на вульгарные бородавки со склонностью к группировке и слиянию в крупные бородавчатые бляшки. На туловище высыпания могут напоминать проявления разноцветного лишая. Заболевание не склонно к самопроизвольному разрешению и со временем на открытых участках кожи подвергается злокачественному перерождению.
Боуэноидный папулез проявляется бляшками красно-коричневого или синюшного цвета с неровной поверхностью на половых органах. Гистологически высыпания похожи на рак кожи, но протекают довольно доброкачественно.
Необходима комплексная терапия с применением противовирусных, иммуностимулирующих средств, специальная подготовка мазями с последующим термическим разрушением высыпаний диатермокоагуляцией, лазером или радиоволновым методом. Криодеструкция и хирургическое удаление малоэффективны. Для профилактики повторного заражения через белье, обувь и предметы обихода требуется их термическая или химическая дезинфекция. Для предотвращения инфицирования во время примерки новой обуви в магазине следует использовать чистые носки или следки, а купленную обувь перед использованием подвергать химической дезинфекции. При посещении пляжа, бассейна, бани или сауны необходимо надевать резиновую или пластиковую обувь, которую также периодически следует обрабатывать дезсредствами.