Венерология

Трансмиссивные (заразные) заболевания половых органов привычно называют «венерическими». Юридически значимого определения этого понятия не существует, хотя правовые последствия заражения «венерическим» заболеванием предусмотрены уголовным кодексом. Традиционно принято относить к венерическим пять заболеваний, из которых в России реально встречаются только два:

·         Гонорея.
·         Сифилис.

Гораздо чаще встречаются так называемые заболевания (инфекции), передающиеся половым путём (ЗППП, ИППП):
·         Бородавки венерические (остроконечные кондиломы).
·         Герпес генитальный.
·         Кандидоз урогенитальный.
·         Микоплазмоз.
·         Трихомоноз.
·         Уреаплазмоз.
·         Фтириаз (вши лобковые).
·         Хламидиоз.
·         Чесотка.

Также половым путём одновременно с вышеперечисленными могут передаваться и системные инфекции:
·         Вирусный гепатит В.
·         Вирусный гепатит С.
·         ВИЧ-инфекция.
·         Цитомегаловирусная инфекция.

Как результат частых половых контактов без презервативов, последствие антибактериальной или местной терапии у женщин может развиться состояние микробиоты влагалища, называемое «бактериальный вагиноз».

Урогенитальные ИППП являются причиной воспалительных заболеваний мужских (уретрит, простатит, везикулит, колликулит, орхоэпидидимит) и женских (вагинит, уретрит, цервицит, эндометрит, сальпингоофорит) репродуктивных органов. Они могут вызывать такие осложнения, как бесплодие, невынашивание беременности и выкидыши, стриктура уретры, непроходимость маточных труб, внематочная беременность, дисменорея, поликистоз яичников, эректильная дисфункция и другие патологические изменения. Многие сексуально-трансмиссивные инфекции могут вызывать внутриутробное инфицирование плода, приводя как к самопроизвольному прерыванию беременности, так и к формированию пороков и иных нарушений развития плода. Возможно также заражение интранатально, то есть при прохождении родовых путей, с развитием у ребёнка воспаления глаз, носоглотки, дыхательных путей, органов репродукции и осложнений, описанных выше.

Обследоваться на ИППП, а в случае их выявления – пройти лечение и контроли излеченности, необходимо до беременности, поскольку во время беременности добиться микробиологического выздоровления очень тяжело в силу ограничений по спектру, дозам и срокам применения антибиотиков, по возможностям местной терапии.
Клинические проявления сексуально-трансмиссивных инфекций могут быть различными: воспалительные заболевания мочеполового тракта; системные заболевания с поражением кожи, внутренних органов и нервной системы; ограниченные или распространённые зудящие кожные высыпания. Особенностью современного течения многих инфекций является стёртость и атипичность клинической картины, малосимптомность. Очень часто они протекают скрыто, выявляясь случайно при обследовании по поводу бесплодия, эректильной дисфункции, прохождении медицинской комиссии, либо в случае заболевания половых партнёров. В связи с этим очень важны правильные подготовка пациента к обследованию, а также качество забора, хранения и доставки материала в лабораторию. Лучше всего, когда готовит к обследованию и осуществляет забор материала на урогенитальные ИППП лечащий врач. Только он знает расположение очага воспаления, может правильно выбрать материал для анализа, сроки и точки для его забора, получить пробу в необходимом количестве для исследования наиболее эффективными способами. Только лечащий врач может, исходя из клинической картины заболевания и эпидемиологических данных, определить спектр лабораторных и инструментальных исследований, а также сроки, кратность и порядок их выполнения.

В связи с большим и непрерывно увеличивающимся количеством легко доступных учреждений, перепродающих услуги сетевых федеральных лабораторий, расположенных за сотни и даже тысячи километров от Астрахани, но ведущих весьма агрессивную рекламную деятельность, нам очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда пациенты со своими проблемами обращаются первоначально в эти организации, а потом с рулоном анализов приходят на лечение. И очень неприятно бывает, когда из десятков выполненных исследований лишь несколько имеют отношение к заболеванию пациента, причём ни одно из них не является диагностическим и требует дополнительного обследования регламентированными методами. Не тратьте Ваши время, силы и средства на выполнение ненужных процедур! Поручите Ваше обследование и лечение специалистам!

Как подготовься к обследованию.

Перед сдачей крови на серологические и биохимические анализы, гормоны и онкомаркёры следует воздержаться от приёма пищи в течение 8 часов. Оптимально сдавать кровь утром натощак, воздержавшись в течение суток от приёма алкоголя и жирной пищи, в течение часа – от курения. Анализ крови на уровень простатоспецифического антигена (ПСА) проводится не ранее, чем через 3 дня после массажа или пальпаторного обследования предстательной железы, и не ранее, чем через неделю после её ультразвукового исследования.

Мужчины перед обследованием на урогенитальные инфекции при свежем процессе должны воздержаться от мочеиспускания 2-3 часа, при хроническом или латентном — 4-6 часов.
Женщинам перед обследованием на урогенитальные инфекции не следует спринцеваться с вечера, предшествующего дню обследования